Москва, бул. Энтузиастов 2
9:00-19:00, сб - вс выходной
Диалог с юрисконсультом таможенного брокера, компании "ФТС-Сервис", Владимиром Андриановым.
Владимир, уточните, законно ли требование налоговой службы заплатить штраф в соответствии со 173-м федеральным законом, если гражданин России купил автомобиль на территории страны члена таможенного союза у гражданина этой страны и заплатил ему наличными денежными средствами?
В данном случае необходимо уточнить ряд деталей, но в общем контексте дело обстоит так:
1. 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» регулирует порядок проведения валютных операций и определяет, какие расчёты между резидентами и нерезидентами допустимы.
2. Оплата наличными между резидентом РФ (гражданином России) и нерезидентом может быть нарушением валютного законодательства, поскольку 173-ФЗ ограничивает использование наличных валютных расчетов с нерезидентами, особенно если сделка имеет значительную сумму.
Нарушения и штрафы.
Если сделка была совершена с нарушением порядка расчетов, налоговая может наложить административный штраф на основании статьи 15.25 КоАП РФ («Нарушение валютного законодательства»). Размер штрафа может составлять:
• от 75% до 100% от суммы сделки, если расчёты с нерезидентом проведены с нарушением валютного законодательства.
И какими могут быть возможные пути решения?
Возможные пути решения:
1. Если налоговая требует штраф, стоит запросить подробное обоснование претензии.
2. Если сделка касалась личного имущества (покупка авто для себя, а не для коммерческих целей), можно попытаться объяснить ситуацию и доказать отсутствие умысла в нарушении закона.
3. Обратиться к налоговому адвокату, чтобы понять, возможно ли оспорить штраф и смягчить санкции.
Важно изучить конкретные детали требования налоговой и обстоятельства сделки.
А разве отсутствие умысла освобождает от ответственности?
Нет, отсутствие умысла не освобождает от ответственности по административным правонарушениям, особенно в сфере валютного регулирования. В таких случаях действует принцип объективной вины: факт нарушения сам по себе является основанием для наказания, даже если не было намерения нарушить закон.
И тем не менее, это может смягчить наказание.
Дело в том, что статья 4.2 КоАП РФ допускает смягчение ответственности при наличии таких обстоятельств, как:
• Совершение правонарушения по незнанию либо из-за неправильной информации.
• Добровольное устранение последствий (например, правильное оформление сделки задним числом).
• Добросовестное сотрудничество с налоговой службой и предоставление всех документов.
В любом случае, если нарушение установлено, штраф обычно неизбежен, но его размер можно попытаться снизить через ходатайство о смягчении санкции или грамотное представление объяснений.
Владимир, в начале разговора вы сказали, что оплата наличными между резидентом РФ (гражданином России) и нерезидентом (например гражданином Киргизии) может быть нарушением валютного законодательства, поскольку 173-ФЗ ограничивает использование наличных валютных расчетов с нерезидентами, особенно если сделка имеет значительную сумму.
Что значит может быть нарушением?
Я поясняю:
1. Почему “может быть нарушением”?
173-ФЗ действительно ограничивает использование наличных расчетов между резидентами и нерезидентами. Нарушение возникает, если расчеты были произведены не в предусмотренной форме.
Однако нюансы зависят от:
• статуса сторон (резидент/нерезидент);
• характера сделки (личное потребление или коммерция);
• валюты расчета (рубли, иностранная валюта).
Если покупка автомобиля оформлена как личная сделка, а расчет был наличными в рублях, могут быть пробелы для трактовки без нарушения. Но для сделок в валюте (доллары, евро) это почти наверняка нарушение.
2. Что такое “значительная сумма”?
Валютное законодательство прямо не определяет этот термин. Обычно значительная сумма трактуется через статьи КоАП:
• Если расчет наличными превышает 100 000 рублей (эквивалент в валюте) при международных сделках, это уже вызывает вопросы у налоговой и валютного контроля.
В контексте автомобилей сумма, скорее всего, превысила данный порог, поэтому сделка автоматически попадает в зону пристального внимания.
Конечно, при крупных международных покупках лучше заранее оформлять безналичные расчеты через банки, чтобы избежать штрафов.
А как налоговая служба вообще может узнать о такой сделке по покупке автомобиля гражданином РФ, например, в Кыргызстане?
Налоговая служба может узнать о такой сделке через несколько каналов:
1. Пересечение границы купленным автомобилем.
Если автомобиль, купленный за границей, ввозится в Россию, по нему наверняка будут произведены какие-то операции на таможне РФ, например уплата утилизационного сбора. В этом случае, возможно:
• Таможня может по запросу передать информацию о стоимости автомобиля и владельце в налоговые органы.
• Если оплата производилась в Киргизии наличными, налоговая может заинтересоваться источником средств и формой расчетов.
2. Регистрация в ГИБДД
При постановке на учет автомобиля в ГИБДД могут потребоваться документы о покупке (ДКП, таможенная декларация). Информация об этой сделке также может стать доступна налоговой.
Вывод:
Если сделка прошла полностью «в тени» или является единичной для конкретного физического лица - вероятность обнаружения минимальна.
А что, если гражданин России покидая страну вывозил с собой 10 млн. руб. наличными, в этом есть какое-то нарушение?
Вывоз наличных денег из России регулируется валютным и таможенным законодательством. В случае с суммой 10 миллионов рублей это потенциально серьезная ситуация.
Правила вывоза наличных таковы:
1. Декларирование суммы более $10 000 (или эквивалента в рублях):
Согласно Таможенному кодексу ЕАЭС и российскому законодательству, если сумма наличных превышает эквивалент $10 000 (примерно 950 000 рублей), она подлежит обязательному письменному декларированию при пересечении границы.
2. Валютное законодательство (173-ФЗ):
В законе нет прямого запрета на вывоз крупных сумм рублей, но их происхождение должно быть подтверждено (при запросе государственных органов). Если этого подтверждения нет, деньги могут быть конфискованы.
Возможные нарушения:
• Отсутствие декларирования:
Если гражданин не задекларировал сумму более $10 000, это нарушение статьи 16.4 КоАП РФ с возможным штрафом до двукратного размера незадекларированной суммы и конфискацией наличных.
• Незаконное происхождение средств:
Если налоговая или таможенные органы сочтут, что деньги получены незаконно (например, без уплаты налогов), возможны налоговые и уголовные последствия.
• Подозрение на легализацию (отмывание) средств:
Если сумма выглядит подозрительно, может быть инициировано расследование по статье 174 УК РФ («Легализация денежных средств»), хотя это редкий сценарий.
А как можно объяснить налоговой службе происхождение у тебя денег заграницей на покупку машины за наличные, если при этом ты не декларировал при выезде аналогичную сумму?
Это сложная ситуация, поскольку налоговая и таможенные органы при отсутствии декларирования крупных сумм будут автоматически считать деньги за границей незаконно вывезенными или полученными неясным путем. Однако есть способы минимизировать риски:
Варианты объяснений для налоговой:
1. Доходы за границей
Если у гражданина были официальные источники дохода в Киргизии (например, работа, бизнес или аренда имущества), можно предъявить:
• налоговые декларации;
• справки о доходах и налогах, уплаченных в Киргизии;
• договоры аренды, трудовые контракты.
Это позволит обосновать наличие средств за границей без необходимости вывоза денег из России.
2. Продажа имущества за границей
Если у вас была собственность (например, недвижимость или авто) в Киргизии, можно показать:
• договор купли-продажи;
• документы о получении денег;
• подтверждение уплаты налогов.
3. Денежный долг или подарок от иностранного гражданина
Если деньги были переданы в долг или в качестве подарка:
• договор займа или дарения;
• банковские выписки о передаче средств (если через банк).
Это не идеальное решение, но юридически допустимое.
4. Крупные сбережения, ранее перевезенные
Если деньги ввезены ранее и не декларировались, налоговая может запросить документы о том, что деньги находились за границей длительное время. Подтверждение этого обычно затруднительно.
А что, если объяснений нет?
Если нет легальных подтверждающих документов, налоговая и таможня могут:
• считать средства незаконно вывезенными;
• наложить штрафы за нарушение валютного законодательства;
• инициировать проверку источников доходов и возможных налоговых нарушений.
Как юрист, я рекомендую следующее:
Если планируется покупка авто или другая крупная сделка за границей, стоит либо провести платеж безналично через банк, либо заранее оформить все документы по происхождению средств.
Владимир, благодарим Вас и компанию "ФТС-Сервис" за подробный комментарий!
Что такое "прерванный" ("ложный") транзит.
Эта схема позволяет оформлять товары как транзитные, в то время как они фактически остаются в России для внутреннего потребления. Например, она позволяет под видом транзита ввозить в страну груз якобы для доставки из Литвы в Казахстан через территорию Беларуси и России. Фактически же груз полностью или частично остается на территории стран, через которые он должен был пройти транзитом.
Использование схемы «прерванного транзита» для ввоза санкционных товаров стало более распространённым после 2022 года. Однако после введения 11 пакета санкций ЕС (он вводит запрет на вывоз товаров в третьи страны, через которые подпадающие под санкции товары поступают в Россию) масштабы таких операций сократились.
Помимо обеспечения возможности ввоза санкционного товара в Россию, "прерванный транзит" позволяет недобросовестным импортерам уходить от уплаты НДС: при международном транзите применяется ставка НДС 0%, в том время как при импорте товаров для внутреннего потребления НДС уплачивается по ставке 20 или 10% (в зависимости от категории товара).
При ввозе товаров из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) НДС администрирует Федеральная налоговая служба (ФНС), при ввозе из других стран — Федеральная таможенная служба (ФТС).
Противодействие "прерванному транзиту".
Согласно комментариям Минфина, с 2025 года планируется внедрение национальной системы подтверждения ожидания товаров, которая позволит контролировать их движение и выявлять случаи, когда товары, оформленные как транзитные, фактически остаются в стране для внутреннего потребления.
Система будет отслеживать движение товаров с момента пересечения границы до их выхода из страны или поступления в продажу. По прогнозам Минфина, ее внедрение должно обеспечить дополнительные налоговые поступления НДС в размере 150 млрд. рублей только в первый год.
Эксперты отмечают, что такая схема часто используется малыми и средними предприятиями для безналогового ввоза высокомаржинальных товаров, таких как табак, электроника и алкоголь. Внедрение новой системы ожидается как способ не только улучшить налоговую прослеживаемость и повысить доходы бюджета от НДС, но и повысить прозрачность на рынке и поставить участников ВЭД в равные условия, создать более честные условия для добросовестных участников рынка.
В настоящее время борьба с "ложным" импортом ведется при помощи навигационных пломб, которые вешаются на транзитные автомобили. Электронная навигационная пломба позволяет гарантировать сохранность груза и в режиме online передает информацию о несанкционированном доступе к нему, а также позволяет мониторить местоположение и скорость движения грузового транспорта.
Запуск национальной системы подтверждения ожидания товаров позволит сделать процесс транзита еще более прозрачным.
Если вас интересует вопрос таможенного оформления импорта или экспорта, вы можете получить бесплатную консультацию в компании "ФТС-Сервис".
Китайский контейнеровоз Flying Fish 1 стал обладателем нового рекорда, преодолев Северный морской путь всего за три недели. Судно вышло из Санкт-Петербурга 3 сентября и прибыло в порт Циндао 26 сентября, что на две недели быстрее, чем маршрут через Суэцкий канал. Этот контейнеровоз, один из крупнейших в своем классе, перевез почти 5 тысяч контейнеров и теперь будет осуществлять регулярные поставки, так как Северный морской путь представляет собой оптимальный маршрут для грузоперевозок между Европой и Азией.
В последние годы интерес к этому маршруту возрастает, особенно после инцидентов в районе Суэцкого канала, что делает его более привлекательным. Проход китайского судна по этому пути в летнее время демонстрирует его жизнеспособность и надежность для международных перевозок. Это также подтверждает, что Севморпуть способен обеспечивать безопасное сообщение между континентами, помогая обойти конфликтные зоны.
Российские компании активно используют Севморпуть для транспортировки нефти, что подтверждает растущий интерес к этому маршруту. Например, «Газпром нефть» уже направила партию арктической нефти в Китай, что также сократило время доставки по сравнению с альтернативными маршрутами через Суэцкий канал или вокруг мыса Доброй Надежды. Этот успешный опыт подчеркивает, что Северный морской путь становится важной альтернативой традиционным маршрутам.
Контейнерооборот портов Арктического бассейна вырос более чем на 70% по сравнению с предыдущим годом. Несмотря на преимущества Севморпути, компании Глобального Юга ранее использовали этот маршрут не так часто и в основном с небольшими судами. Важным аспектом является и необходимость развития инфраструктуры и технологий, чтобы обеспечить круглогодичное использование маршрута, поскольку пока что ни китайские, ни российские компании не располагают судами, способными эффективно работать в условиях ледообразования.
Таким образом, перспективы развития Северного морского пути выглядят многообещающе, что открывает новые горизонты для международной торговли и логистики, но также ставит перед Россией вызовы в управлении и развитии этого стратегически важного маршрута.
По данным агентства «АВТОСТАТ», в сентябре 2024 года жители России потратили 475,7 миллиарда рублей на приобретение новых легковых автомобилей. Этот объем на 42% выше, чем в аналогичном месяце прошлого года, когда расходы составили 334,8 миллиарда рублей, и на 6% больше, чем в августе текущего года (449,5 миллиарда рублей). Однако сентябрьские траты все еще не дотягивают до рекорда, установленного в марте 2024 года, когда россияне потратили на новые автомобили 496 миллиардов рублей.
Хотя объем продаж в сентябре оказался выше, чем в марте, суммарные затраты были меньше. В начале весны было продано 146,5 тысячи автомобилей, тогда как в начале осени — 150,9 тысячи. Причина кроется в средневзвешенной цене: в марте она составила 3,38 миллиона рублей, тогда как в сентябре снизилась до 3,15 миллиона рублей. Это снижение связано с изменением структуры продаж, где возросла доля автомобилей массовых марок. Если в марте доля премиум-сегмента составляла 13%, то в сентябре она упала ниже 9%.
Самые популярные автомобили в России в сентябре 2024 года. Лада - 35,0 тыс. (+0%), Haval - 19,7 тыс. (+78,0%) и Chery - 16,2 тыс. (+33,9%).
Рост продаж в сентябре, как и в марте, связан с увеличением ставок утилизационного сбора и ожиданием повышения цен на автомобили. Подробнее мнение об изменении рынка после повышения ставок 1 октября 2024 года читайте в нашей статье.
По вопросам уплаты утилизационного сбора и таможенного оформления нового легкового автомобиля мы можете получить бесплатную консультацию по телефону 8 800 101 48 18.
По оценкам сотрудников логистических компаний, обрабатывающих запросы, рост перевозок составил более 50%.
Участники рынка объясняют тенденцию нехваткой мощностей железной дороги и отложенным спросом, вызванным сложностями в расчетах с Китаем в августе и сентябре.
Спрос на автоперевозки также был простимулирован повышением утилизационного сбора на автомобили с 1 октября - многие автосалоны поспешили пополнить складские запасы и доставка осуществлялась автовозами.
Эксперты не ожидают снижения объема перевозок из-за сезонного повышения спроса в 4 квартале на большинство категорий товаров.
Напоминаем, что "ФТС-Сервис" осуществляет таможенное оформление автомобилей и других товаров из Китая в сжатые сроки. Для расчета стоимости позвоните нам 8-800-101-48-18 или оставьте заявку на сайте. Консультация бесплатна.
На заседании комиссии Госсовета РФ по направлению "Промышленность" глава Минпромторга Антон Алиханов высказал свое мнение по поводу сертификации в России большегрузов.
"Китайские автопроизводители, в целом, достаточно активно проникают на наш рынок, завоевывая всё большую долю. Для восстановления баланса министерством проводится последовательная индексация утильсбора. Но этого недостаточно. Нужна более жесткая работа по сертификации и особенно - по проверке соответствия машин из серийных партий."
Алиханов сообщил, что в Министерстве уже делали анализ по грузовикам. Результаты показали, что у трех китайских производителей нашли серьезные нарушения.
В прошлом году продажи грузовых автомобилей не показали рост, в отличии от легкового транспорта. Январь 2025 также показал отрицательную динамику на рынке. -29% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года.
Напомним, что для грузовые автомобили снаряженной массой свыше 5 тонн и возрастом до 3 лет может импортировать только юр. лицо, а значит будет необходимо оформлять протокол НАМИ (ЗОЕТС), устанавливать ЭРА-ГЛОНАСС и выпускать ЭПТС.
Аналогичные грузовые автомобили возрастом более 3 лет может завезти физ. лицо. В этом случае потребуется только СБКТС и ЭПТС, но налоговые платежи на такие машины достаточно высоки.
Будьте в курсе нюансов прохождения таможенного контроля при импорте/экспорте автомобиля. Получите бесплатную консультацию по телефону 8 800 101 48 18.
С 1 января 2024 года увеличились ставки акцизов на табак и табачную продукцию. Новые ставки в 2024 году:
· жидкости для электронных систем доставки никотина – 42 руб./мл (в 2 раза);
· сигареты и папиросы – до 2813 руб. за 1000 шт. + 16% расчетной стоимости, но не менее 3820 руб.;
· сигары – 301 руб. за единицу;
· сигариллы, биди, кретек – 4284 руб. за 1000 шт.;
· табак трубочный, жевательный, нюхательный, кальянный и пр. – 4448 руб./кг;
· табак, предназначенный для нагревания – 9367 руб./кг.
Обращаем внимание, что повышение ставок акцизов уже запланировано на 2025 и 2026 годы. С 1 января 2025 года ставки составят:
· жидкости для электронных систем доставки никотина – 44 руб./мл (в 2 раза);
· сигареты и папиросы – 2926 рублей плюс 16%, но не менее 3973 руб.;
· сигары – 313 руб. за единицу; сигариллы, биди, кретек – 4455 руб. за 1000 шт.;
· табак трубочный, жевательный, нюхательный, кальянный и пр. – 4626 руб./кг;
· табак, предназначенный для нагревания – 9742 руб./кг.
С 1 января 2026 года ставки будут еще выше:
· жидкости для электронных систем доставки никотина – 46 руб./мл (в 2 раза);
· сигареты и папиросы – 3043 рубля плюс 16%, но не менее 4132 руб.;
· сигары – 326 руб. за единицу;
· сигариллы, биди, кретек – 4633 руб. за 1000 шт.;
· табак трубочный, жевательный, нюхательный, кальянный и пр. – 4811 руб./кг
· табак, предназначенный для нагревания – 10 132 руб./кг.
По вопросам таможенного оформления табачных изделий проконсультируйтесь со специалистами «ФТС-Сервис» по тел. +7(495) 419-09-05, отправив вопрос на почту info@fts-service.ru или заполнив форму обратной связи на нашем сайте www.fts-service.ru.
Артем Рафаильевич, по сообщениям многих источников, в конце января вышли два документа, которые активно обсуждаются. Это Постановление Правительства Российской Федерации № 76 от 31.01.2024 и письмо от 30.01.2024 от Председателя Правительства РФ в адрес Евразийского Экономического Совета с предложением о создании системы управления рисками.
Не могли бы Вы прокомментировать как они отразятся на таможенном оформлении автомобилей?
Если кратко, то Постановление Правительства Российской Федерации № 76 от 31.01.2024 продлевает мораторий на установку ЭРА-ГЛОНАСС для ввозимых физическими лицами автомобилей в Россию до 31 декабря 2027 года. Кроме того, оно устанавливает возможность установки 3 экологического класса для грузовых автомобилей, произведенных в Российской Федерации и Республике Беларусь.
А что касается письма Председателя Правительства РФ?
С этим письмом интересная история. В соответствии с его текстом, предложение о создании системы управления рисками должно было быть озвучено на заседании Евразийского Межправительственного Совета (ЕМПС) 02 февраля 2024 года в Алматы.
Насколько мне известно, такое предложение в рамках заседания в отдельную тему не выносилось. Также мы не обнаружили такого документа в официальных источниках. В целом, сама форма его составления и используемые обороты вызывают сомнения в достоверности опубликованной якобы копии письма в различных телеграм-каналах.
Причем, даже если этот документ действительно существует, это всего лишь предложение, до реализации которого может пройти несколько лет.
Поэтому я не виду смысла подробно обсуждать непроверенную информацию, а работать в рамках действующих правил и процедур. Как только появятся какие-либо изменения, мы сразу сообщим нашим клиентам.
Межправсовет одобрил доклад о макроэкономической ситуации в государствах Союза и предложениях по обеспечению устойчивого экономического развития. Несмотря на то, что внешние условия для государств ЕАЭС оставались сложными, сохраняется позитивная экономическая динамика. Прирост совокупного ВВП Союза по итогам 2023 года достиг 3,7%.