Новости

Реформа утильсбора для мощных авто: Почему инициатива Минпромторга вызвала волну критики

Новости
С первого ноября 2025 года Министерство промышленности и торговли намерено скорректировать алгоритм расчёта утилизационного сбора для транспортных средств, чья мощность превышает 160 лошадиных сил. Данное предложение спровоцировало широкий общественный резонанс: на официальном портале regulation.gov.ru практически сто тысяч пользователей оставили отрицательные отзывы на законодательную инициативу. Если авторы проекта и представители дилерского сообщества не усматривают в планируемых изменениях значительных рисков, то против высказались многие автовладельцы мощных полноприводных моделей, в особенности проживающие в восточных областях страны. В чём заключается суть противоречий, каковы аргументы сторон и насколько ощутимо вырастут цены на автомобили — в материале Forbes.

По состоянию на 1 октября текущего года законодательная инициатива Минпромторга, размещённая на портале regulation.gov.ru, получила свыше 97 000 отрицательных оценок. Документ предполагает изменение формулы начисления утильсбора для машин с силовой установкой мощнее 160 л.с. Период сбора мнений завершился 3 октября, при этом в социальных сетях активисты призывали противников нововведений активно голосовать, чтобы преодолеть рубеж в 100 000 — это создавало бы основания для отклонения проекта или его корректировки.

Идею актуализации механизма взимания утилизационного сбора Минпромторг России обнародовал 12 сентября 2025 года. Ключевая задача — распространить на граждан, приобретающих для личного пользования автомобили с мощностью двигателя более 160 л.с., идентичные правила расчёта платежа, что действуют для организаций, и учитывать при начислениях не только рабочий объём, но и мощность мотора.

Формально утилизационный сбор предназначен для компенсации экологического вреда от переработки отслуживших свой срок транспортных средств. Ранее определяющим параметром для расчёта являлся объём двигателя, выраженный в литрах. Стимулом для ужесточения политики стало обращение ассоциации «Объединение автопроизводителей России» (ОАР). Как передавал «Интерфакс», пятого сентября письмо, подписанное председателем совета ОАР, генеральным директором «КАМАЗа» Сергеем Когогиным, президентом группы «ГАЗ» Вадимом Сорокиным и гендиректором «Соллерса» Николаем Соболевым, поступило на имя министра промышленности и торговли Антона Алиханова.

Что именно вызвало обеспокоенность у автопроизводителей? В первую очередь, активное распространение турбированных силовых агрегатов, в особенности на автомобилях китайского производства. Подобные моторы при сравнительно небольшом литраже (в среднем 1,5 литра) демонстрируют высокие мощностные характеристики, однако их владельцы вносят сбор по ставкам для малолитражных транспортных средств. Также представители отрасли отмечают увеличение доли гибридных автомобилей, которые при скромном двигателе внутреннего сгорания (менее 1,5 л) располагают значительным количеством лошадиных сил.

Ещё одним несоответствием, по мнению автопроизводителей, является ситуация, при которой идентичная сумма утильсбора взимается с автомобилей, радикально различающихся по стоимости и мощности. В своём обращении они приводят следующий пример: коммерческий сбор в размере 677 400 рублей обязаны платить как владелец седана Changan Alsvin (рекомендуемая цена 1,85 млн рублей, мощность 98 л.с.), так и собственник кроссовера BMW X3 (стоимость около 8 млн рублей, мощность 255 л.с.) или гибридного внедорожника Aito M9 (цена порядка 10 млн рублей, мощность 496 л.с.).

В Минпромторге отреагировали на полученный сигнал. В министерстве констатировали, что практика расчёта сбора, основанная исключительно на параметре объёма двигателя, потеряла свою актуальность, и предложили внедрить прогрессивную шкалу, где ключевым критерием наряду с литражом и возрастом транспортного средства станет мощность силовой установки в лошадиных силах.

Как будет функционировать новая система? Заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев иллюстрирует это на конкретном примере: коммерческий утильсбор на электромобиль Zeekr 009 возрастёт с нынешних 667 400 рублей до более чем 1,5 млн рублей. Причина в том, что расчёт теперь будет производиться с учётом мощности электродвигателей. «Данная модель оснащена двумя силовыми агрегатами — 78 и 60 кВт. Суммируем показатели и умножаем на коэффициент 1,36 (столько лошадиных сил содержится в одном киловатте), в результате получаем 187,6 л.с.», — разъясняет Тюктеев.

Для физических лиц, импортирующих автомобили для личного использования, льготные условия расчёта останутся в силе: для транспортных средств мощностью до 160 л.с. действует ставка 3400 рублей для новых машин и 5200 рублей для авто старше трёх лет. Согласно информации Минпромторга, основанной на сведениях оператора системы электронных паспортов, на подобные автомобили приходится порядка 88% всего парка, впервые зарегистрированного в России на протяжении последних пяти лет.

Планируется, что новые правила для мощных автомобилей вступят в силу с 1 ноября 2025 года. На момент 1 октября против увеличения размера сбора высказались более 97 100 граждан, в поддержку — лишь 586 человек (для участия в голосовании была обязательна авторизация через портал «Госуслуги»).

Forbes направлял запросы в ОАР для получения комментариев. Исполнительный директор ассоциации Игорь Коровкин не предоставил ответов на вопросы издания. Пресс-службы «КАМАЗа», «ГАЗа» и «Соллерса» также оставили обращения редакции без ответа.

Недовольство автовладельцев

Генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский оценивает планируемые изменения негативно, поскольку, по его мнению, «бремя дополнительных расходов ultimately ляжет на плечи конечного потребителя». «Мы были озадачены подобным решением регулятора, — заявляет он. — Вносимые правки затрагивают именно тот рыночный сегмент, где полностью отсутствует конкуренция со стороны локализованных производителей. Эти автомобили представляют собой наиболее технологически продвинутые модели. Кроме того, их совокупная доля в общем объёме продаж не превышает 8%».

С его точкой зрения не вполне согласен директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. Он считает, что основной удар придутся по тем, кто «отдаёт предпочтение импортным маркам, высокой мощности и драйву, а не продукции российского или китайского автопрома. И таких автолюбителей — подавляющее большинство». Среди новых автомобилей, импортированных в Россию в 2025 году, свыше 68% обладают мощностью более 160 л.с., среди машин с пробегом — почти 44%.

По оценкам Целикова, список из десяти наиболее популярных моделей мощнее 160 л.с., которые существенно подорожают для частных импортёров, выглядит следующим образом: Geely Monjaro, Toyota RAV4, BMW X3, BMW X5, Hyundai Palisade, BMW 5 серии, Toyota Highlander, KIA Sorento, KIA Carnival, Hyundai Santa Fe.

Какие автомобили сохранят льготный статус? «Транспортных средств не российско-китайского производства с мощностью до 160 л.с. на рынке достаточно, — отмечает Целиков. — К примеру, активно завозятся праворульные модели из Японии. Это такие автомобили, как Freed, Fit, Corolla, Stepwgn, Vezel, Yaris, Wish, Note, Jimny, Raize, Roomy, Sienta, Vitz, Axel и прочие. Впрочем, эта линейка хорошо знакома преимущественно резидентам Дальневосточного региона и Сибири. Для жителей европейской части России сохранят доступность «доутильные» Volkswagen Golf, Tiguan и даже Passat, KIA K3 и К5, Mazda 3, CX-3 и СХ-30. Покупатели, ищущие «европейский премиум» до 160 л.с., могут рассмотреть BMW X1, а также модели первой или второй серии, Mercedes-Benz C-класса, Audi A3 и некоторые другие».

Любопытно, что представители дилерских компаний не усматривают в повышении утильсбора масштабной проблемы, а отдельные из них даже поддерживают идею дальнейшего ужесточения регулирования.

Генеральный директор компании «Рольф» Светлана Виноградова указывает, что только 13,8% автомобилей в структуре продаж её компании подорожают вследствие новых требований более чем на 5%, причём речь идёт исключительно о премиальном сегменте. Модели, рассчитанные на широкую семейную аудиторию — Haval Jolion, Chery Tiggo 7 и Geely Monjaro — подорожают всего на 5–6% от своей текущей стоимости.

Виноградова убеждена, что обновлённые правила не приведут к шоковым последствиям для рынка. Напротив, они будут способствовать укреплению клиентского доверия, обеспечению равных условий для всех участников рынка и формированию фундамента для стабильного развития автомобильной промышленности. По её словам, данная мера послужит защите покупателей от недобросовестных, «серых» посредников, и практически весь объём ввозимых автомобилей, включая параллельный импорт, будет канализирован через профессиональных игроков рынка.

«Мы ранее инициировали предложение об ограничении импорта автомобилей непрофессиональными участниками рынка, — отмечает Ольховский из «Автодома». — Мы настаивали на введении мер регулирования в отношении фирм и частных лиц, которые не располагают ничем, кроме парковочного места для реализации нескольких машин. Речь идёт о нелегальных продавцах, не перечисляющих налоги в российский бюджет в полном объёме. Однако наше предложение не получило существенной поддержки со стороны регулятора».

Фанаты определённых марок

По мнению руководителя компании «Автокриминалист» и автоэксперта Максима Шелкова, в настоящий момент не приходится говорить о массовом использовании «серых» схем для уклонения от оплаты утильсбора — «сфера жёстко зарегулирована». «Число граждан, ввозящих автомобили для собственного пользования, действительно возросло, однако причина кроется не в желании сэкономить или найти противозаконный обход, — рассуждает специалист. — Люди обладают различными потребностями и взглядами на комфорт и качество, некоторые являются преданными поклонниками конкретных брендов. После событий 2022 года официальные поставки подавляющего большинства мировых марок в Россию были свёрнуты. Официальных дилерских центров BMW или Audi сегодня не существует. Однако за рубежом продолжался выпуск новых моделей, и люди испытывают желание и имеют финансовую возможность их приобрести».

Шелков настаивает, что масштабного применения противозаконных методик не существует. В отношении единичных выявляемых случаев таможенные органы осуществляют перерасчёт платежей в стандартном порядке. «Гражданин имеет законное право ввезти машину для личного пользования, но не может её реализовать в течение одного года. У потенциальных мошенников отсутствует экономическая целесообразность ввозить авто под видом личного имущества — по закону они лишены возможности его немедленной перепродажи, а затраты на годичный простой транспортного средства будут чрезмерно высоки», — добавляет он.

Спад на автомобильном рынке

Согласно данным, предоставленным агентством «Автостат», исключительно в январе 2025 года продажи продемонстрировали позитивную динамику в сравнении с январем предыдущего года, в течение всех последующих месяцев наблюдалось ухудшение ситуации. В феврале было реализовано 78 040 новых легковых автомобилей (на 24,9% меньше, чем в феврале 2024-го), в марте — 79 822 (сокращение на 45,5%), по итогам апреля — 102 107 (-25,5%), в мае — 91 218 (-28,3%), в июне — 90 116 (-27,6%), в июле — 120 649 (-11,4%) и в августе — 122 235 (-17,6%).

Эксперты агентства прогнозируют, что даже при самом благоприятном стечении обстоятельств по итогам года следует ожидать снижения рынка как минимум на 10%, то есть общий объём продаж новых легковых машин в России не превысит 1,4 млн единиц. Базовый вариант прогноза от «Автостата» предполагает результат в 1,25 млн проданных автомобилей (снижение на 20% к показателям 2024 года). В случае негативного развития событий объём рынка новых автомобилей может сократиться до 1,1 млн штук, что на 30% ниже уровня 2024 года.

Внедрение новых критериев расчёта утилизационного сбора в текущих экономических реалиях способно серьёзно усугубить положение в автомобильной отрасли, считают в ассоциации РОАД. «Прогнозируемые поступления в федеральный бюджет от утилизационного сбора по итогам 2025 года ожидаются на уровне 1,123 трлн рублей при запланированных 2,012 трлн рублей, — пояснил Forbes исполнительный директор РОАД Олег Баринов. — Таким образом, фактические доходы окажутся существенно ниже плановых показателей, что обусловлено резким сжатием российского авторынка». По его словам, дополнительное финансовое давление может спровоцировать дальнейшее снижение потребительского спроса на новые и подержанные автомобили, рост розничных цен и сокращение ассортимента доступных на рынке марок. «Все перечисленные факторы окажут негативное влияние на состояние автомобильной отрасли, потенциально приведут к росту числа банкротств среди дилерских предприятий и, как следствие, отразятся на объёме налоговых поступлений в бюджеты всех уровней», — резюмирует отраслевой эксперт.