Москва, бул. Энтузиастов 2
8:00-21:00, сб - вс выходной
В 2023 году товарооборот между Россией и Китаем вырос на 26,3% и составил рекордные $240,11 млрд, сообщало Главное таможенное управление КНР в начале января 2024-го. Экспорт китайских товаров в Россию за этот период увеличился на 46,9%, почти до $110,97 млрд. Российский импорт также показал рост на 12,7%, до $129,14 млрд.
Тренды 2024 года.
В конце марта экспорт китайских товаров в Россию начал сокращаться, по итогам месяца падение составило 16%. По оценке Bloomberg, резкое снижение связано с растущими санкционными угрозами со стороны США. Ранее вторичные санкции обещали вводить против зарубежных банков и других финансовых предприятий, которые причастны к сделкам, связанным с поставками для российского оборонно-промышленного комплекса.
Снизились и китайские закупки российского угля. За первые два месяца 2024-го объем поставок топлива из России упал на 22%, до 11,5 млн т, в то время как общий импорт в Китай вырос на 23% год к году – на 23%, до 74,5 млн т. Такая динамика обусловлена вводом импортных пошлин, которые делают российские поставки менее конкурентоспособными. Кроме того, в феврале под санкции США попали две крупные угольные компании – «Мечел» и СУЭК. По данным Bloomberg, эти условия также повлияли на интерес импортеров к российской продукции.
Суммарно в I квартале китайско-российские поставки показали рост на уровне 2,6%, до $24,4 млрд. Импорт из России в Китай вырос на 7,3%, до почти $32,3 млрд. В общей сложности объем торговли между странами составил $56,6 млрд (+5,2%).
По прогнозам экспертов, товарооборот объем торговли России и Китая в 2024 году может вырасти еще как минимум на 20%, превысив тем самым $288 млрд.
Что везут.
Структура грузопотока из России в Китай сформирована в основном сырьевыми грузами – нефтью и нефтепродуктами, углем и природным газом. Так, в 2023-м Китай импортировал 107 млн т (+24% к уровню 2022 года) российской сырой нефти стоимостью $60,6 млрд (+3,5%).
Наибольшую долю китайского экспорта составляют машины, оборудование и транспортные средства. Особенно выделяются поставки пассажирских автомобилей - в 2023 году они увеличились в семь раз, до $11,5 млрд.
С учетом грузовиков, автобусов, тракторов ($3,75 млрд в 2023 году) и автозапчастей ($2,05 млрд) экспорт достиг $22,5 млрд.
Как везут.
В 2022 году после начала специальной военной операции на Украине Россия переориентировала торговлю на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Поворот на Восток привел к росту грузоперевозок прежде всего в сообщении с Китаем. Например, РЖД зафиксировали тогда максимальный рост таких отправок – 123 млн. т (+28% к уровню 2021-го).
По итогам 2023 года китайское направление осталось стабильным - железнодорожные перевозки между странами увеличились на 36% к уровню 2022-го и достигли рекордных 161 млн т, во многом этому поспособствовала работа погранпереходов, в частности, запущенный в конце 2022-го мост Нижнеленинское (Еврейская автономная область) – Тунцзян (провинция Хэйлунцзян).
В 2024-м продолжает сохраняться тенденция роста – по итогам I квартала РЖД перевезли в сообщении с Китаем 42,5 млн т, на 8% больше, чем годом ранее. Через китайские погранпереходы зафиксирован рост на уровне 21%.
В результате РЖД рассчитывает нарастить перевозки в сообщении с Китаем на 7%.